Разработчики графического стека Mesa объявили о прекращении поддержки Gallium Nine. Эта технология позволяла запускать игры с Direct3D 9 под Wine на Linux с использованием драйверов Gallium3D. Gallium Nine теперь помечена как устаревшая в грядущем выпуске Mesa 25.1 и будет полностью удалена в Mesa 25.2, запланированном на третий квартал этого года.
Основной причиной отказа от Gallium Nine стал успех DXVK. Появившись около десяти лет назад, Gallium Nine была интересной попыткой улучшить производительность D3D9-игр на Linux. Однако с развитием DXVK, который транслирует вызовы Direct3D 9/10/11 (и D3D12 через VKD3D-Proton) в API Vulkan, необходимость в Gallium Nine практически отпала.
DXVK обеспечивает лучшую производительность и совместимость по сравнению с Gallium Nine. Важно и то, что DXVK работает не только с драйверами Mesa (AMD, Intel, Nouveau), но и с проприетарными драйверами NVIDIA, став стандартным компонентом Proton от Valve для Steam Play. Кроме того, сама технология Gallium Nine в последнее время не получала активного развития и поддержки.
Хотя Gallium Nine в свое время была важным шагом, предлагая более прямой путь рендеринга D3D9 по сравнению с трансляцией в OpenGL (wined3d), сегодня DXVK является более универсальным, производительным и активно поддерживаемым решением.
Одновременно с Gallium Nine устаревшей была признана и технология Gallium-XA. Это компонент для аппаратного ускорения 2D-графики в среде X.Org, разработанный VMware. В связи с повсеместным переходом Linux-дистрибутивов на Wayland и наличием альтернативных механизмов ускорения для X.Org (например, GLAMOR), Gallium-XA также стала неактуальной и будет удалена в Mesa 25.2.
Таким образом, разработка Mesa окончательно фокусируется на современных графических API, таких как Vulkan, и решениях вроде DXVK для обеспечения наилучшей производительности и совместимости игр на Linux.